ГБУК НАО "Ненецкая центральная библиотека имени А.И. Пичкова"  
23 | 01 | 2021

О творчестве Вацлава Михальского

Уважаемые читатели, кто ещё не знаком, рекомендую: Вацлав Вацлавович Михальский (род. 27 июня 1938, г. Таганрог) - советский и российский писатель, сценарист, издатель, член Союза писателей России.
Повести: «Катенька», «Печка», «Баллада о старом оружии», «Холостая жизнь». Романы: «17 левых сапог», «Тайные милости».
«В 1987 году в составе делегации Союза писателей СССР из трёх человек я побывал в Тунисе. И там, в цокольном этаже русской церкви, встретил графиню Марию Александровну. Так я узнал из первых уст о русском флоте в Бизерте и ещё о многом. Попытался написать рассказ, но он не пошёл, содержание требовало другой формы.
Я всё забросил. А в 2000 году вдруг начал писать роман «Весна в Карфагене». Сел к столу и написал: «Много мечетей в славном городе Тунисе и всего одна православная церковь».
В 2003 году за роман «Весна в Карфагене» я был удостоен Государственной премии России.
Я считал роман законченным и не собирался его продолжать. Но в журнале каким-то мистическим образом было напечатано после финала: «Конец первой книги». Пошли письма читателей с просьбами рассказать о дальнейшей судьбе моих героинь Марии и Александры. И как-то сами собой последовали романы «Одинокому везде пустыня», «Для радости нужны двое», «Храм согласия», «Прощёное воскресенье, «Ave Maria». Так сложилась эпопея, которой я отдал 12 лет. А правильнее будет сказать, которая придавала смысл 12 годам моей жизни, а значит, помогала жить даже физически. Место действия цикла моих романов: Россия, СССР, Тунис, Франция, Чехия, Португалия. Время действия - XX век», - так пишет об истории создания эпопеи «Весна в Карфагене» сам Вацлав Михальский.
Михальского я открыл для себя на литературном Клубе, где мы обсуждали его роман «17 левых сапог». Роман мне понравился, и я прочёл всё, что было в центральной библиотеке: рассказы, повести. И, конечно же, «Весну в Карфагене». Потом, по мере поступления, и остальные романы. В настоящее время в библиотеке есть все шесть романов, и можно прочитать их, не отрываясь, от корки до корки. Не хочу раскрывать сюжет эпопеи или, как сейчас говорят: спойлерить, но лично мне «Весна в Карфагене» понравилась. Да и любого, кто прочитает первую книгу, наверно, заинтригует судьба дочерей адмирала Российского Императорского флота Мерзловского, разлучённых гражданской войной. Александра с матерью по воле случая останутся в России, а Мария окажется в Тунисе. Автор на страницах шести книг параллельно описывает благополучную жизнь Марии в эмиграции и полную лишений и страданий жизнь Александры в послереволюционной России до Отечественной войны, потом на фронте и после войны. Но, если Марии княжеский титул открывал все двери в высшее общество за границей, то матери Александры пришлось скрывать дворянское происхождение даже от дочери, чтобы избежать возможных репрессий.
Не скажу, что сюжет лихо закручен и новый, потому что об эмигрантах первой волны написано много книг, но открывать следующий роман заставляет желание узнать: состоится когда-нибудь свидание Мерзловских или нет. Не уверен, что все дойдут до конца, потому что мне кажется, роман сильно растянутый и постепенно начинает утомлять. Как нынешние сериалы, например.
Совсем другое дело «17 левых сапог». Если в эпопее «Весна в Карфагене» читатель как бы проживает жизнь вместе с героями, то здесь о судьбах героев он узнаёт из откровений Адама Домбровского и дневника Лизы и периодически из настоящего времени переносится в прошлое. И это прошлое, размытое временем, не производит такого тяжёлого впечатления на читателя, как, например, «Колымские рассказы» Шаломова или романы Солженицына. Поэтому плен и побег из немецкого концлагеря Алексея Зыкова, потом советский концлагерь и снова побег, жизнь под чужой фамилией воспринимается лишь как хроника тех страшных лет России.
Постепенно раскрывающийся сюжет создаёт историю семьи с начала 20 века и до послевоенного времени. Если своей жене Адам не сразу, но открывается, и они постоянно поддерживают отношения, то во всём признаться внучке и дочери его вынудит тревога за судьбу дочери, желание вырвать ее из заколдованного круга бесперспективных, тупиковых отношений с именитым профессором. Он снова станет Алексеем Завьяловым, ординарцем-инкогнито для командира и мужа своей дочери Ивана Дмитриевича, и заплатит жизнью за счастье дочери.
«Митька шёл и думал, почему нельзя сделать так, чтобы люди жили столько, сколько каждый из них заслужил? И если бы люди это знали, то каждый старался бы стать хорошим… Митя шёл, и думал, и не знал, что это так и бывает. Точно так. Люди всегда живут на земле столько, сколько они заслужили».
«Старые помнят себя молодыми, а молодые не представляют себя старыми. Так и течёт жизнь, словно между двумя берегами, вперёд, вперёд: от новой молодости – к новой старости и опять – к вечной молодости», - так начинается повесть Михальского «Катенька».
Студент Гриша Марков и гимназистка восьмого класса Дарочка Малова любят друг друга. Но почему-то жизнь устроена так, что мы любим одних, а судьбу связываем с другими! В художественном мире Михальского самым страшным наказанием для человека оказывается нелюбовь, равная смерти. Именно нелюбовью наказывает писатель лживого и циничного труса Евгения: Дарочка его не только не любит, но и ненавидит. Не любят его и дети, презирает деда внучка Катенька. Отказав Грише из-за романтической любви к революционеру, проживёт Дарочка до старости с никчёмным человеком. А Гриша, женившись не по любви, сделает несчастной другую женщину.
Одна Катенька – младшая сестра Дарочки, вторая Катенька - ее внучка. Не является ли ранняя смерть первой как бы реинкарнацией в другую, и не хотел ли Михальский сказать библейское: «каждому воздастся по делам его».
Борис Пастернак: «Книга есть кубический кусок горячей, дымящейся совести – и больше ничего».
 
Сергей Тарабукин

Pichkov

Как вы оцениваете работу библиотеки?

GB 1

PB9

e

 

2010-2021 © ГБУК НАО "Ненецкая центральная библиотека имени А.И. Пичкова" - 166000, г. Нарьян-Мар, ул. Победы, д.8. library@nenlib.ru  
Все права на материал, размещенный на данном сайте, принадлежат НЦБ им. А.И. Пичкова.